Функциональная грамотность
Функциональная грамотность в детском саду — это способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Некоторые виды функциональной грамотности, которые формируются в детском саду:
- Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни.
- Математическая грамотность. Способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
- Естественнонаучная грамотность. Способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, освоения новых знаний, основанных на научных доказательствах.
Для формирования функциональной грамотности в детском саду можно использовать следующие методы:
- создание учебных ситуаций, мотивирующих детей на познавательно-активную деятельность;
- оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку (кейсы, ролевые игры, диспуты и др.);
- поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты;
- приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
- учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).
Развитие предпосылок функциональной грамотности в детском саду закладывает основу для успешного обучения воспитанников в школе.